В технических характеристиках солнечных панелей, часто встречается сокращение 3 ВВ, 4 BB, 5 ВВ, что это такое и с чем его едят?
3 BB, 4 BB, 5 BB – это сокращения, которые имеют происхождение от английских слов Bus bar, дословный перевод означает «автобусная шина». На самом деле это шина, но не автобусная, по крайней мере, если речь идёт о батареях солнечных. Bus bar в солнечной энергетике означает соединительную шину (проводник) между ячейками, по которым происходит перетекание тока, чем больше шин на ячейке, тем короче путь у электронов тока, а это значит, что возрастает эффективность солнечной панели и уменьшается коэффициент деградации модуля с течением времени. В профессиональной литературе пишут, что Bus bar – электрический проводник, поддерживающий определённое напряжение и способный выдерживать большой ток, как правило, используется для создания общего последовательного соединения между несколькими цепями в системе.
Большее количество проводящих дорожек улучшают эффективность на одной и той же площади поверхности. Благодаря каждому дополнительному проводнику, увеличивается поперечное сечение панели и, следовательно, мы получаем на выходе более низкое последовательное сопротивление, что делает их более эффективными на 2%, чем предыдущие версия с меньшим количеством шин. Это также означает, что они могут выводить на 2% больше мощности для панелей солнечных батарей того же размера со стандартным наборов в 60-72 ячейки. Увеличивая избыточность проводящих дорожек (шин) повышается надёжность солнечной батареи. Если допустить, что некоторые проводящие шины (одна или две) будут нарушены или повреждены в течение срока службы модуля, для бесперебойной работы будут доступны другие оставшиеся дорожки, что в свою очередь обеспечить непрерывный поток мощности.
В начале 70- х, на первых этапах развития солнечной энергетики, каждая ячейка содержала всего одну шину-проводник. Позже появились двух- проводниковые ячейки и лишь в начале 2000-х годов начали применять модули с тремя шинами. Но как и тогда проводники изготавливают из серебряной пасты, которые наносятся на кремниевые пластины путём пайки.